Ангкор Ват: малый круг (small circuit)

Ангкор Ват

Наше первое знакомство с Ангкором мы решили начать с малого круга. Мы тогда еще почти ничего не знали про круги и храмы, просто решили идти по порядку. Как потом оказалось, малый круг только на карте мал, по количеству мест и храмов он даже насыщенней большого, из всей программы мы успели посмотреть примерно две трети, хотя все основное все-таки увидели.

Итак, по описанию в проспекте, в малый круг входят следующие храмы и достопримечательности:

В конце страницы будет карта со всеми храмами малого круга, но мы тогда еще ничего этого не знали и поэтому просто доверились нашему извозчику.

Тук-тукера мы не выбирали, отель прислал его забрать нас из аэропорта, с ним мы и договорились о поездке через день. Байк и тележка у него были не первой свежести, нас по дороге постоянно обгоняли другие тук-туки, но сам парень оказался неплохой, спокойный и довольно неплохо говорил по-английски, старался медленно и четко произносить каждое слово.

Итак, в 8:30 мы погрузились в тук-тук и покачиваясь на ухабах, не спеша покатили в сторону Ангкор Вата.

Наш тук-тук

Первая остановка у касс для покупки билетов, большинство касс продают только однодневные билеты, мы этого не знали и пришлось стоять два раза, впрочем очередь движется быстро, конвеер по штампованию пропусков работает исправно 🙂

Билеты в Ангкор Ват

Стоимость билета на одно посещение — $37, на три — $62, на семь — $72. Мы купили билеты за $62, так как планировали посвятить осмотру храмов как минимум два дня.

Еще через несколько минут мы подъехали к первому и самому главному храму комплекса: Angkor Wat. С погодой нам с одной стороны повезло — было пасмурно и поэтому не жарко, с другой в солнечную погоду все могло бы выглядеть немного красивее 🙂

Angkor Wat (Ангкор Ват) — самый «знаменитый» храм одноименного храмового комплекса, построен в первой половине 12 века во время правления короля Сурьявармана II и посвящен богу Вишне.  По периметру храм окружен стеной 1.5 на 1.3 метра и рвом с водой шириной 190 метров. Общая площадь храма составляет около 200 га.

Проход в храм осуществляется через западные ворота:

Вход в Ангкор Ват

которые сами по себе являются достопримечательностью и заслуживают хотя бы беглого осмотра

Ангкор Ват: западные ворота Ангкор Ват: западные воротаАнгкор Ват: западные воротадалее к храму, через внешний двор, ведет дорога, украшенная парапетами со скульптурами семиголовых змей

Слева и справа от дороги расположены «библиотеки» с декоративными прудами, которые тоже можно посмотреть

Ангкор Ват: северная библиотека

И, наконец, мы собственно попадаем в сам храм

Храм Ангкор ВатХрам Ангкор Ват Храм Ангкор ВатХрам Ангкор ВатХрам Ангкор ВатХрам Ангкор Ват

В этот день можно было подняться в главную башню (она открыта не каждый день), где предположительно покоится прах короля Сурьявармана II, но для этого надо было отстоять приличную очередь, мы решили не тратить на это время.

Внутри храма по периметру есть свой двор, где не так много туристов и можно сделать неплохие фото.

Храм Ангкор ВатХрам Ангкор ВатХрам Ангкор Ват

Стены храма украшены барельефами и изображениями из историй индуистской мифологии

Храм Ангкор Ват - барельефХрам Ангкор Ват - барельефыХрам Ангкор ВатНаш тук-тукер предположил, что у нас на осмотр Ангкор Вата уйдет около часа, мы же потратили около двух, а вообще там и целый день можно бродить, чтобы все посмотреть. У выхода из храма (он же и вход) есть кафешка, где можно перекусить.

Angkor Cafe Мы не стали тратить время и пошли искать наш тук-тук, нашли его не сразу и к тому же без водителя. Перекусили припасенными бананами и устроили фотосессию с тук-туком

angkor-wat4-tuktuk-vikaangkor-wat4-tuktuk-meЧерез несколько минут подбежал наш водитель и мы поехали в соседний храмовый комплекс Ангкор Тхом.

Angkor Thom (Ангкор Тхом) переводится как «великая столица», был построен в конце 12 века во время правления короля Джаявармана VII и действительно являлся столицей Кхмерской империи с 12 до первой половины 15 веков, когда, из-за нападения тайских войск, столица была перенесена в Пномпень. Этот комплекс сооружений был построен на месте ранее разрушенной столицы Яшодхарапуры, и занимает площадь 9 км², что в несколько раз больше его соседа — Ангкор Вата.

Дорога к этому комплексу проходит через Южные Ворота, которые тоже являются достопримечательностью. Скорее всего останавливаться там нельзя и мы проехали мимо, сделав только только пару снимков из тук-тука.

Ангкор Тхом: Южные ворота Ангкор Тхом: Южные ворота

Затем наш тук-тукер высадил нас у центрального храма комплекса — Байон, и сделав для нас фото на его фоне, удалился ждать нас на парковку, предоставив нам возможность самим ознакомится со всеми строениями комплекса.

Bayon (Байон)был построен в конце 12-го начале 13-го веков и являлся официальным храмом короля  Джаявармана VII. Он расположен в самом центре комплекса Ангкор Тхом и посвящен Будде.

Ангкор Тхом: Байон Ангкор Тхом: Байон Ангкор Тхом: Байон Ангкор Тхом: БайонАнгкор Тхом: Байон  angkor-thom2-bayon7-me Ангкор Тхом: Байон

После Байона мы двинулись на северо-запад, к храму Бапуон. По пути у нему будет еще небольшой храм с 5-метровой статуей сидящего Будды (Wat Preah Ngok)

Ангкор Тхом: Wat Preah Ngok

Baphuon (Бапуон) построен королем Удаядитьяварманом II в середине 11 века и являлся его официальной резиденцией. Это второе старейшее здание в Ангкор Тхом, посвящено богу Шиве.  Состоит из трех уровней, общая высота с учетом верхней башни достигает 50 метров.

С востока к Бапуону ведет — мост-дорога длиной около 200 метров, по ней в основном, все туристы и попадают в храм, мы же зачем-то пошли к нему с юга, а по мосту планировали вернуться, но в итоге так на него и не попали..

Ангкор Тхом: дорога к храму Бапуон

заходим с юга

Ангкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм Бапуон

Храм состоит из нескольких уровней, везде (кроме самого верхнего) можно полазить, народу не так много, как в предыдущих храмах, а наверху люди занимаются медитацией.

Ангкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм БапуонАнгкор Тхом: храм Бапуон

старые ступеньки уже не безопасны, для подъема и спуска сооружены современные деревянные лестницы

Ангкор Тхом: храм Бапуон

На западной стене храма можно рассмотреть силуэт лежащего будды

Вышли мы из Бапуона через с западной стороны и с немногочисленным потоком туристов двинулись на север. Прошли через полуразрушенные ворота

Ангкор Тхом: полуразрушенные ворота

и вышли к храму Пхимеанакас.

Phimeanakas (Пхимеанакас)самый старый храм комплекса Ангкор Тхом, построен в конце 10 столетия во время правления Раджендравармана II, затем переделан  Сурьяварманом I в индуистский храм в виде трёхъярусной пирамиды. Согласно легенде сверху храм был украшен золотой башней, в которой жила змея Нага, которая каждый вечер превращалась в прекрасную женщину. Короли Ангкора должны были спать с ней каждую ночь, чтобы королевство не постигли большие беды.

Ангкор Тхом: Пхимеанакас

проход к этому храму оказался закрыт

Ангкор Тхом: ПхимеанакасЧуть дальше на север от этого храма находится Королевский Пруд (Sras Srei). Когда-то в этом месте был целый дворец, но он был почти полностью разрушен и от него остался только этот пруд. Если пройти еще чуть дальше на север, то можно увидеть еще два небольших храма: Preah Palilay и Tep Pranam. Мы об этом тогда тоже не знали и до пруда не дошли, а вышли через восточные ворота

angkor-thom4-gate2

прямо к Террасе Слонов

Ангкор Тхом: Терраса Слонов

и к статуе Прокаженного Короля

Ангкор Тхом: статуя Прокаженного Короля

на этом мы закончили осмотр храмового комплекса Ангкор Тхом.

Времени было уже почти два часа дня и тук-тукер предложил нам посмотреть еще один храм, выбор пал на Та Прум.

Ta Prohm (Та Прум)современное название храма, построенного в конце 12 — начале 13 столетия. Изначально храм назывался Rajavihara (монастырь короля) и был построен королем  Джайяварманом VII в честь своей матери как буддийский монастырь и университет. В 2000 году здесь были сняты сцены из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», после чего у храма появилось еще одно название: Tomb Raider temple.

В отличие от других храмов Ангкора, Та Прум практически не подвергался реставрации и был оставлен в таком же виде, в котором и был найден, сохранив свою уникальную атмосферу в виде древних деревьев, растущих из каменных руин и окружающих их джунглей.

Ta Prohm (Та Прум)

Тук-тукер высадил нас у восточного входа и уехал ждать нас у западного. Предполагаемая схема посещения храма:

Та Прум: схема осмотра

Мы же перемещались скорее хаотично, выбирая места, где в данный момент было меньше всего народа.

Ta Prohm (Та Прум)Ta Prohm (Та Прум)Та ПрумTa Prohm (Та Прум)Ta Prohm (Та Прум)Ta Prohm (Та Прум)Ta Prohm (Та Прум)Ta Prohm (Та Прум)Ta Prohm (Та Прум)Ta Prohm (Та Прум)

После этого тук-тукер предложил нам ехать назад в отель, мы согласились, просмотренного за этот день было вполне достаточно, и мы уставшие, но довольные поехали в отель отдыхать и изучать, где мы сегодня были, что видели и что пропустили..

Если мы вдруг вновь окажемся в Сием-рипе, то примерный план для малого круга уже готов: посетить Ангкор Ват в солнечную погоду и подняться в главную башню, подробнее рассмотреть ворота Ангкор Тхома, пройти по мосту Бапуона, пройти к северным строениям за храмом Phimeanakas, посмотреть другие пропущенные храмы (Thommanon, Chau Say Tevoda, Ta Keo, Banteay Kdei).

А пока впереди нас еще ждет Большой круг Ангкор Вата.